ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДОЗОРА В ПРОЕКТ СЕКРЕТНОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА НИКОПОЛЯ
27.12.2012, 00:20
Предложения к проекту генерального плана г. Никополя
1. Выполнить требования ст. 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», которой предусмотрено, что: «Общая доступность материалов генерального плана населенного пункта обеспечивается путем его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления…».
2. Развитие и увеличение рекреационных территорий - зеленые насаждения
Размер рекреационных территорий планируется в обновленном генеральном плане довести до 207, 6 га или 16 м. кв. на одного жителя.
Это очень недостаточно, для такого большого промышленного города как Никополь, окруженный с севера наибольшим в мире ферросплавным заводом и с востока наибольшей в Европе Запорожской ТЕС.
По мнению профессора В.Г. Нестерова, в городах на 1 человека нужны 100-150 м2 зеленых насаждений и кроме того, еще необходим значительный резерв зелени для компенсации окислительных процессов на предприятиях, выбрасываемых ими в атмосферу вредных газов и аэрозолей. Такая постановка вопроса учитывает, что углекислый газ, который выдыхается людьми, составляет лишь 10% от общего его поступления в атмосферу городов от разных источников. Однако, согласно вывода ВОЗ, на 1 городского жителя принятая норма ниже приведенных выше величин и составляет: 50 м2 зеленых насаждений в городе и 300 м2 - в предместье (Национальная Академия наук Украины «Лес. Биосфера. Человек». 1998)
Проектом заявлено, что согласно ДБН 360-92 (п5.4 табл 5.1) при населении 130 тыс. площадь зеленых насаждений составляет 156 га (при нормативе 12 м.кв. на чел.). Норма увеличена на 20% при наличии предприятий 1 и 2 кл. вредности. То есть потребность составляет 187,2 га. На это время имеется 79,8 га. – то есть дефицит составляет 107,4 га.
Предлагаем согласно примечаний 1 ДБН 360-92 ( табл 5.1) учесть не только размещение в Никополе промышленных предприятия И и II класса вредности, что предоставляет возможность увеличить нормы общегородских территорий озеленения общего пользования на 20 %, но и учесть размещение железнодорожного узла (увеличения нормы еще на 10%, теплоэлектроцентралей и котельных - норму следует увеличивать не менее чем на 15 %).
Таким образом, согласно ДБН 360-92 существующую норму зеленых насаждений следует увеличить для Никополя минимум на 20+10+15= 45%, а в перспективе довести до 50-100 м.кв. на одного жителя согласно рекомендаций ВОЗ.
Вместе с тем, согласно ДБН 360-92 п.1.6 для обеспечений территориальных условий развития городов на долгосрочную перспективу, а также размещение и строительства сооружений, связанных с функционированием городского хозяйства, следует на прилегающих к городу территориях выделять пригородные зоны многофункционального назначения. В их составе необходимо выделять территории зеленых зон городов, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий. Предлагаем согласно требований п.1.6. ДБН 360-92 пригородную зону проектировать одновременно с генеральным планом города как единственный хозяйственный и планировочный комплекс с созданием лесопарков, городских лесов, ландшафтов, которые охраняются и других угодий, которые сформируют систему открытых пространств в восточной, северной, и западной частях города, предоставят возможность обеспечить согласно выводов ВОЗ норму озеленения для пригорода 300 кв.м. на человека и позволит превратить Никополь и его околицы на зеленое, привлекательное для жизни место.
3. Транспортное соединение - объединение железнодорожно-автобусных станций
Для удобства жителей и гостей города, предлагаем согласно к п. 7.14 ДБН 360-92 (целесообразно создавать, в основном, объединенные железнодорожно-автобусные станции с развитой сетью внутригородских, главным образом, автобусных, видов транспорта) предусмотреть перенесение автовокзала для дальнего междугородного (конечного и транзитного) соединения с ул. Электрометаллургов на прилегающую к железнодорожному вокзалу территорию, что используется в настоящее время под частную автостоянку.
4. Строительство нового причала и речного вокзала
Предлагаем предусмотреть строительство причала и речного вокзала с выходом к исторической части города и монумента Б.Хмельницкому согласно к п. 7.20 ДБН 360-92 (в надречных городах речной вокзал должен размещаться по возможности ближе к центральной части города, в зоне пешеходных площадей и бульваров, раскрытых на акваторию, с созданием выразительных архитектурных ансамблей и иметь удобную, надежную и быструю транспортную связь), что позволит как можно лучше вовлечь речные транспортные сети в организацию исторического туризма.
5. Развитие велосипедного транспорта
В соответствии с п. 7.27 ДБН 360-92 (Дополнение 7.1) предлагаем предусмотреть в Никополе широкое строительство велосипедных дорожек и их инфраструктуры по направлениям самых интенсивных транспортных и пешеходных потоков, а также в функциональных зонах (селитебних, ландшафтно-рекреационных), и тому подобное. Прокладывать их необходимо изолированно от этих потоков.
Предлагаем, в пределах формирования водоохранных территорий предусмотреть создание трансгородской вело магистрали вдоль всего побережья города на г. Днепр, с тем, чтобы превратить побережье в многофункциональный рекреационный город отдыха и физического развития жителей Никополя.
6. Строительство дорожек для проезда инвалидных колясок
Согласно к Примечаниям 3-4 ДБН 360-92 (Таблица 7.1) предлагаем предусмотреть в городе строительство дорожек для проезда инвалидных колясок по основным направлениям движения инвалидов в соответствующие учреждения охраны здоровья, социального обеспечения, торговли, спорта, физкультуры и др., предусматривая при этом необходимое оборудование перекрестков (пандусы-съезды, светофоры и др.), с возможностью соединить дорожки для движения инвалидных колясок с велосипедными и пешеходными дорожками.
7. Проведение мероприятий из защиты окружающей среды в соседстве с Запорожской АЭС.
В соответствии с п. 10.2 ДБН 360-92 Планировочную структуру городских поселений следует формировать на основании комплексной оценки территории (агрегированная оценка загрязнения городской среды, экономико-градостроительная оценка территории), что определяет приоритетность проведения мероприятий из защиты окружающей среды.
Предложенный проект Генерального плана не содержит анализа ситуации, вызванной вхождением территории города Никополя в 30-ти км. зону наблюдения Запорожской АЭС, а также строительством и расширением на ее территории (фактически в пригороде Никополя) сухих хранилищ отработанного ядерного топлива (СХОЯТ).
Между тем, сегодня достоверно известно, что любая, даже идеально работающая АЭС в результате распространения радионуклидов, образующихся и выбрасываемых в окружающую среду при работе ядерного реактора, осуществляет неминуемое и постоянное радиоактивное загрязнение окружающих ближних и дальних территорий. Академик Алексей Яблоков, в своем труде «Миф об экологической чистоте ядерной энергетики» указывает, что радионуклиды, которые распространяются вокруг какой-нибудь АЭС, определяют повышенные уровни облучения вокруг каждой из атомных станций. При этом, установлено, что в 10-15-километровой кольцевой зоне ( а по розе ветров и много дальше) уровни радиоактивного загрязнения биологических объектов приближаются к опасным. Радиоактивное загрязнение окружающей среды вокруг всех АЭС прослеживается на несколько десятков километров от станции, а по направлению господствующих ветров – и на более чем 100 км.
Проведенное в рамках первого стратегического планирования развития Никополя исследование показало, что наличие АЭС по соседству с Никополем является важнейшим негативным фактором устойчивого развития города и его деградации.
ДБН 360-92 п. 10.27 предусматривают, что обеспечение радиационной безопасности при производстве, обработке, переработке, применении, хранении, транспортировке, обезвреживании и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, включая эксплуатацию атомных станций, осуществляется в соответствии с нормами радиационной безопасности. Размещение атомных станций и защита людей от внешнего облучения осуществляется в соответствии с требованиями к размещению атомных станций.
Хотя наибольшая в Европе ЗАЭС оказалась построенной в 8 км. (при ранее действовавшей норме не менее 25 км. от городов с населением свыше 100 тыс. чел.), введенные в 2007 году требования к выбору площадки для размещения атомной станции и эту норму упразднили. Однако 5 декабря 2012 года в офисе Международного агентства по атомной энергии (дальше – МАГАТЭ) (г. Вена, Австрия) состоялось техническое совещание относительно пересмотра требований МАГАТЭ из безопасности NS-R-3 «Оценка площадок для ядерных установок», которая с использованием приобретенного опыта и, в частности, с учетом возможных экстремальных внешних влияний на АЭС «Фукусима-1» в Японии в марте 2011 года рекомендует пересмотреть требования из безопасности NS-R-3 «Оценка площадок для ядерных установок».
Основная опасность для судьбы города от соседства с Запорожской АЭС и ее СХОЯТ – это повышение заболеваемости (в первую очередь детского населения) и повышение смертности в условиях «нормальной» эксплуатации, а также потеря жизненного пространства и возможности последующего существования поселения в результате вероятной радиационной аварии подобной Чернобылю и Фукусиме.
Наилучший вариант действий в защиту здорового будущего города это постоянные требования завершить эксплуатацию энергоблоков в проектный срок (начиная с 2014 года), что предоставляет шанс развиваться городу по оптимистичному сценарию. В ином случае – город получит наихудший вариант реального (пессимистического) развития и полной деградации.
Согласно Зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17 января 2005 г. ( N 49/10329) документа ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ обеспечения безопасности промежуточных хранилищ отработанного ядерного топлива сухого типа в п. 7.1.8 «Выбор площадки для СХОЯТ сухого типа необходимо осуществлять с учетом существующей инфраструктуры, демографической ситуации в регионе его вероятного размещения, а также перспектив развития прилегающих к площадке территорий.
Предлагаем действия направленные на решение этой проблемы:
- настойчиво требовать проектного закрытия ЗАЭС с 2014 года; - добиваться страховой и персональной социальной компенсации риска обитания в период до полного снятия ЗАЭС с эксплуатации; - добиваться срочного перемещения СХОЯТ ЗАЭС в национальное хранилище (ЦХОЯТ)) в зоне отселения ЧАЭС; - обеспечить проведение цитогенетического мониторинга для определения связи последствий обитания в зоне наблюдения АЭС с тяжелым уровнем генетических нарушений у никопольских детей с целью инициирования судебных исков относительно винолвников; - с целью мобилизации усилий территориальной громады общественным экологическим организациям проводить постоянную образовательную работу, направленную на защиту среды проживания никопольцев от ядерной опасности, которая в настоящее время расширяется.
Отмеченные предложения предоставлены в соответствии с ответственностью перед Богом каждого человека за сохранение Его творения города Никополя.